— Как вы сами объясняете для себя эту российскую тягу к хтони? — <...> В отличие от протестантской, православная культура всегда была очень эсхатологической вещью, нацеленной не на здесь и сейчас, не на улучшение нынешнего положения вещей, а на конец света, на то, что все самое лучшее будет происходить потом, уже после смерти. И все это закрепилось в практиках и даже как-то в визуальном плане. И вот сейчас я вижу, что у думающей молодежи это вызывает серьезные вопросы: никто не хочет воздаяния потом, все хотят жить хорошо здесь и сейчас. Непонимание того, почему этого не происходит, вызывает карнавальную реакцию. <...> предложить что-то кроме карнавализации сейчас трудно, ведь инструментов для политических изменений и собственной реализации осталось не очень много. Только смех как естественная реакция на невозможность оказать влияние на окружающий нас упадок. Так что вопрос о тяге к хтони — это вопрос скорее отсутствия возможностей, чем чего-то еще. https://daily.afisha.ru/brain/11373-vse-my-umrem-antropolog-sergey-mohov-o-pravilnom-otnoshenii-k-smerti/